
 |
|
Ню-метал (англ. nu metal) (также известен как
нео-метал, новый метал, нью-метал) поджанр альтернативного рока.
Является слиянием альтернативного метала с такими стилями, как гранж,
хардкор-панк, хип-хоп . Этот жанр являлся одним из самых популярных в
конце 1990-х и начале 2000-х годов.
Ранний ню-метал
Первые эксперименты со звучанием близким к ню-металу были замечены за
разными и далеко не всегда альтернативными группами. Так, отдельные
элементы или даже целые песни ещё до 1994 года можно найти у Faith No
More, Clawfinger, Sepultura, Killing Joke.
Принято считать, что первыми группами в этом стиле являются Korn,
выпустившие свой первый полноформатный альбом в 1994-м и Deftones,
дебютировавшими в 1995-м. Несмотря на то, что Korn были первыми и
фактически всегда были более популярной группой, множество ню-метал
коллективов признают в своем творчестве именно влияние Deftones,
начинавших намного раньше Korn.
После этого были (hed) P.E., System of a Down, Linkin Park, Snot, Limp
Bizkit, Sevendust, Cold, Soulfly, Slipknot, Static-X, Staind,
Mushroomhead. Каждая из этих групп принесла в жанр очень много свежих
идей, сделав ню-метал к концу 90-х одним из самых популярных стилей в
музыке вообще и в альтернативе в частности. Пик популяризации стиля
пришелся на выход альбома Korn Follow The Leader в 1998 году, где
группа не только довела до блеска звучание, но и провела эксперименты,
включив в альбом песни с речитативом. Альбом достиг первого места в
крупнейших чартах Америки, Канады и Австралии, получил множество наград,
по данным RIAA в США получил статус 5х платинового. Разнообразие и
широкие рамки стиля привели к тому, что некогда узкий стиль почти
андеграундной альтернативы середины 90-х, необычайно разросся и в прессе
термин ню-метала стали крепить к любой альтернативной музыке, не
вписывающейся в рамки гранжа. Тем не менее до конца ХХ века было
выпущено достаточно большое количество альбомов, чтобы отделить ранний
ню-метал от того, что было в новом тысячелетии.
Вот лишь некоторые из альбомов, имеющие характерные черты:
Korn Korn (1994)
Deftones Adrenaline (1995)
Korn Life Is Peachy (1996)
Staind Tormented (1996)
Manhole All Is Not Well (1996)
Deftones Around The Fur (1997)
Coal Chamber Coal Chamber (1997)
Limp Bizkit Three Dollar Bill, Yalls (1997)
Snot Get Some (1997)
Tura Satana Relief Through Release (1997)
Godsmack Godsmack (1998)
Korn Follow The Leader (1998)
Spineshank Strictly Diesel (1998)
Limp Bizkit Significant Other (1998)
System of a Down System of a Down (1998)
P.O.D. The Fundamental Elements of Southtown (1999)
Coal Chamber Chamber Music (1999)
Sevendust Home (1999)
Slipknot Slipknot (1999)
Staind Dysfunction (1999)
Korn Issues (1999)
Disturbed The Sickness (2000)
Linkin Park Hybrid Theory (2000)
Spineshank The Height of Callousness (2000)
Поздний ню-метал
В результате огромной популярности первых ню-метал групп в конце 90-х и
начале 2000-х на сцене появляется множество групп-клонов, групп,
снижавших тяжесть звучания, убиравших многие характерные особенности
стиля, но при этом оставаясь в рамках самого жанра. Так, в новом веке
появилось много нью-метал групп, совмещающих в себе альтернативный рок,
рэпкор и индастриал. Так или иначе рамки жанра ещё более расширились, а
тяжесть и агрессивность музыки начала уступать более мелодичным партиям.
Надо сказать, что ню-метал с самого начала представлял из себя некий
баланс между мелодичными партиями около гранжевой музыки и жёсткими
проигрышами в духе грув-метала или индастриала. Но в начале нового века
мелодичность и легкость звучания у новых групп начала сильно
превалировать.
Помимо однодневных групп-клонов на сцене появляются и новые более
заметные исполнители, самые выдающиеся из которых создали свое
неповторимое звучание на основе уже существующих заготовок. В частности
стоит отметить Linkin Park, Static-X, Mudvayne (ранний), Ill Nino,
Slipknot.
Отдельно стоит упомянуть рэпкор, под которым в это время начали понимать
исключительно ню-метал с рэп-читкой. Тогда как раньше под рэпкором
понималась музыка Rage Against The Machine и некоторые записи нью-скул
хардкор групп с рэперами, например Biohazard.
К середине 2000-х в стиле назревает кризис по одной простой причине за
десять лет существования в жанре было придумано и сделано всё, что
только можно. Все новые альбомы и новые коллективы отходят от рамок и
без того широкого стиля и появляются первые эксперименты с другими
стилями музыки. Появляется влияние грув-метала, металкора, фанк-метала и
даже прогрессивного рока. Среди подобных экспериментов наиболее
примечательны работы Slipknot (2001 Iowa), Raunchy (позднее), Skindred,
Celldweller (поздние альбомы с индастриал-металом). К сегодняшнему дню
большинство лучших представителей стиля в большей или меньшей степени
находятся в творческом кризисе, распались либо временно прекратили
работу. Последние альбомы Korn продаются существенно хуже первых, однако
«значительно хуже» для Korn это 120.000 копий в неделю. Внимание
широкой публики приковала новая волна металкора. К слову, эта, уже
третья, волна core based-музыки пользуется такой популярностью отчасти и
из-за того что активно использует элементы альтернативы.
Многие участники популярных ню-метал-групп в последние годы активно
выпускают сольные альбомы, а именно гитарист Limp Bizkit Вес Борланд
на несколько лет ушел в собственную группу Black Light Burns, вокалист
System of A Down Серж Танкян сейчас занимается сольным проектом имени
себя, экс-гитарист Korn Брайан Вэлч также выпустил собственный сольный
альбом под своим старым псевдонимом Head.
Таким образом к сегодняшнему дню за 19 лет существования ню-метал прошёл
все возможные ступени развития музыки: от выступлений в дешевых клубах и
потёртых демо-кассет до мультиплатиновых дисков и десятков миллионов
преданных фанатов. В 2010 году турецкая ню-метал-группа MaNga заняла
второе место на Евровидении.
Не смотря на текущее отсутствие представителей жанра в топах ротации
музыкальных телеканалов, нью-метал имеет не малую популярность и в наше
время. По мнению критиков, это объясняеться тем что за последнее
десятилетие не возникло принципиально новых поджанров рок-музыки которые
стали бы формироваться на пересечении метала и урбанистической музыки -
сочетание которых наиболее удачно передает атмосферу городской
субкультурной современности.
Инструменты и характерные черты
Гитары
Звучание электрогитар в ню-метале самое разнообразное, так как стиль
являет собой смесь из самых разных жанров. Но есть несколько черт,
обязательных для практически всех настоящих ню-метал-команд. К ним
относится сильный дисторшн, очень часто в сочетании с другими гитарными
эффектами. Классического чистого и легкого дисторшна в духе хэви-метала
80-х практически нет, вместо них грязные, либо максимально загруженные
перегрузом и эффектами риффы в сочетании с мощной бас-партией дают
несложное технически, но тяжелое и мощное звучание. Символ тяжёлой
альтернативной музыки электрогитары Ibanez, B.C. Rich, ESP, Warwick на
них играют многие гитаристы в ню-метале. Строй гитары в данном стиле
опускается в Drop D (6-я струна опускается на тон, что позволяет легко
брать пауэр-аккорды одним пальцем и, соответственно, быстрее их
сменять), или в Drop B (все струны опускаются на полтора тона, а 6-я на
два с половиной, что позволяет брать ещё более низкие и «тяжелые»
аккорды), и ещё ниже вплоть до Ля (Drop A). Помимо стандартных
шестриструнных гитар некоторые группы используют семиструнные (например
Korn и Limp Bizkit), баритон-гитары (System Of A Down, Staind до 2011
года) и даже восьмиструнные гитары (Deftones после 2010), что также
упрощает игру в более низких настройках гитары. Зачастую риффы берутся
из грув-метала. Когда Korn начинали свои первые туры, Манки и Хэд,
гитаристы группы, говорили, что гитарные соло пережиток прошлого, что
с ними музыка становится скучной и неинтересной. Поэтому в творчестве
Korn ни в одной песне нет ни одного гитарного соло. Впрочем, в некоторых
группах гитаристы играют соло, но несмотря на это, гитара в ню-метале
это прежде всего ритм-партия.
Бас
Бас-партии зачастую играются слэповой техникой, что заимствуется из
фанк-метала. На место стандартных четырехструнных бас-гитар зачастую
берутся 5-струнные, что серьёзно увеличивает возможности бас-гитариста.
Одной лишь басовой партией нередко сопровождаются куплеты или вступления
к песням. Наиболее выдающиеся бас-гитаристы Fieldy, Ryan Martinie.
Ударные
Использование двойных бас-бочек не сильно распространено в классическом
варианте ню-метала. Также нечасто применяются скоростные перекаты по
бас-бочкам и бласт-биты. Вместо этого используются многие другие приемы
из неэкстремальных стилей рок-музыки. Для разнообразия ударных партий
группы Ill Nino и Slipknot используют перкуссию, а ударные установки
наиболее примечательных барабанщиков в жанре Майка Венгрена из
Disturbed, Шеннона Ларкина из Godsmack и Джои Джордисон из Slipknot и по
количеству составляющих ударную установку элементов не уступают другим
группам современной экстремальной сцены.
Электроника
Неотъемлемая часть многих команд в ню-метале электронные семплы, без
которых группа теряет особое звучание. Используемые электронные семплы
могут заменять либо дополнять игру одного из двух гитаристов (первые
ню-метал-команды почти всегда включали двух гитаристов, один из которых
играл тяжёлые грувовые риффы, а второй высокие и короткие проигрыши,
зачастую они сильно искажались и поэтому и без того были похожи на
нетипичное электронное звучание), либо привносить в музыку
индастриал-звучание, как например у Celldweller, Dope, Powerman 5000,
Motograter, Static-X и Spineshank. Наиболее знаметными ди-джеями в стиле
являются Mr. Hahn из Linkin Park, DJ Lethal из Limp Bizkit, DJ Сид
Уилсон из Slipknot.
Лирика
Эмоциональная окраска может меняться от отчаяния и депрессивности до
ярости и сарказма. Согласно гранжевой структуре сохраняется резкий
контраст в темпе и напоре между куплетом и припевом. В целом для жанра
не характерны концептуальные альбомы, однако есть несколько примеров,
когда песни на альбоме объединены одной идеей или подведены под общую
основу.
Альбом Tormented группы Staind может считаться полу-концептуальным
лирика песен альбома строится вокруг изолированного от социального
общения человека, переживающего глубокую депрессию и эмоциональные
потрясения, перед первым треком лирический герой произносит свой
монолог, после чего слышны звуки заряжающегося пистолета. После
финальной песни лирический герой произносит свои последние предсмертные
слова и совершает самоубийство, далее идёт скрытый трек «похорон».
Дебютный сольный альбом экс-гитариста Korn Брайана Хэда Уэлча построен
вокруг его личных переживаний и религиозных убеждений. |
|

 |
|