

|
Хе́ви-ме́тал (Хэ́ви-ме́тал) (англ. heavy metal —
тяжёлый металл) — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление
метала. Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде,
в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath
и Judas Priest. Название
Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» —
существует много версий. Некоторые считают, что это выражение возникло в
среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг —
остаётся предметом дебатов.
Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования
жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова
Экспресс», описывая инопланетян. («Тяжёлые металлические Люди с Урана,
окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И
Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой…») Слова «Heavy metal
thunder» есть в песне группы Steppenwolf «Born to Be Wild», выпущенной в
1968 году. Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую
канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к
хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность.
Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен
к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком
Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led
Zeppelin и Black Sabbath. Поначалу критики не делали никаких различий
между «хард-роком» и «хеви-металом», которые сейчас считаются разными
жанрами.
В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и
его изначальным, классическим видом «хеви-метал». Однако в других
языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.
Черты жанра
Хеви метал окончательно сформировался к концу 1970-х с приходом т.н.
новой волны британского хеви метала. Для современного хеви характерны:
средний или ускоренный темп, значительная агрессия, центральная роль
соло-гитариста, продолжительные и техничные гитарные соло. Вокал, как
правило, высокий. Тематика текстов достаточно разнообразна — могут быть
песни о войне, Апокалипсисе, на общественную и философскую темы,
встречаются песни про любовь. Для музыкантов и поклонников тяжёлой
музыки характерна особая эстетика (см. Новая волна британского
хеви-метала и Металлисты). Концерты метал-музыкантов обычно яркие, с
применением световых и пиротехнических эффектов.
История
Тони Айомми, прародитель тяжёлого металла.
Хард-н-хеви
Хард-рок зародился в конце 1960-х в Великобритании и США. Одним из
музыкантов, оказавших решающее влияние на появление хард-рока, был
Джимми Хендрикс, выработавший совершенно новый подход к гитарной музыке.
Следует отметить, что уже в работах классических рок-групп начали
появляться скоростные и тяжёлые композиции. Одним из ярких примеров
является песня «Ticket to Ride» группы The Beatles. Затем начали
появляться ранние хард-рок группы (например, американская группа Iron
Butterfly). Наибольшего развития хард-рок достиг в первой половине 70-х
в музыке таких групп, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и
других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и
гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил
таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми
Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы,
такие как Queen, Uriah Heep, Genesis и Blue Oyster Cult, с их
продолжительными, сложными гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хеви-метал», которым поначалу
обозначали просто самые громкие хард-рок группы. До появления «новой
волны» британского метала, термины использовались критиками как
взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хеви-металу,
например, Led Zeppelin, позднее стали считаться преимущественно
хард-рок-группами. Сами музыканты, например, участники Deep Purple и AC/DC,
не любят, когда их называют «металистами» или «хеви-металом». Критики
пользуются термином «хард-н-хеви» (хард-рок энд хеви-метал), для
обозначения таких пограничных групп.[7]
Английский хард-н-хеви породил "волну подражания" в США, где появились
группы Kiss, Aerosmith, Guns'n'Roses, Bon Jovi. В Австралии
сформировалась группа AC/DC. В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала
группа Scorpions, в Швеции — Europe,Yngwie Malmsteen.
Глэм-метал
Kiss в своей знаменитой раскраске
Основная статья: Глэм-метал
В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими
костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом,
музыка американских хард-н-хеви-групп становилась более энергичной,
дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в
основном оставалась в рамках хард-н-хеви. Это направление, смешение
хард-н-хеви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл
волосатых). Первопроходцами направления стали Kiss и Элис Купер, а такие
группы, как Mötley Crüe, Twisted Sister и Cinderella, подняли глэм на
вершину мэйнстрима своего времени, в особенности в США.
Глэм-метал-команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая
вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая
одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и
прожигании жизни.
В 1984 году вышел псевдо-документальный фильм «Это — Spinal Tap»,
пародирующий стилистику раннего хеви-метала и глэм-метала.
Новая волна британского хеви-метала
Основная статья: Новая волна британского хеви-метала
Брюс Дикинсон, вокалист Iron Maiden
В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил
металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где
метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако вскоре ситуация на
Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским
«самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические
группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за
свой счёт.
Культурный прорыв на британской сцене получил название «Новая Волна
Британского Хеви-Метала» (англ. New wave of British Heavy metal,
сокращённо NWoBHM). Название было дано корреспондентом журнала Sounds
Джеффом Бартоном. Самыми популярными группами эры НВБХМ стали Judas
Priest, Iron Maiden и Motörhead. Помимо вышеназванных флагманов движения
в своё время известность приобрели Saxon, Sledgehammer, Diamond Head и
др.
Эти группы отличались от хард-н-хеви-групп гораздо более скоростным и
резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» ритм,
на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные
соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.
Еще одно отличие групп НВБХМ от их предшественников заключалось в
мелодике. Если у таких групп, как Deep Purple и Led Zeppelin, мелодии,
риффы и вокальные партии в основном были построены на блюзовой
пентатонике, то представители НВБХМ все шире начали использовать
натуральный минор, этнические лады, то есть гаммы, не свойственные
хард-року. При сочинении мелодий стали применяться ходы, более
свойственные популярной музыке, нежели хард-року. Вокал также претерпел
изменения. Он стал более чистым и менее блюзовым.
Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас
привычна для хеви-метала. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе,
смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал
Эдди, зомби-талисман Iron Maiden), рисовали вызывающие обложки альбомов
с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже.
Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для
хард-рок-групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали
длинные волосы. Многие также начали использовать в своём имидже кожаные
куртки, цепи, и стали выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в
этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист Judas Priest.
Распространение
В Америке хеви-метал «новой волны» был менее популярен, многие
американские группы, такие как Manowar, Virgin Steele, Savatage,
предпочитали издаваться на английских лейблах, и выступать в Британии.
Мода на хеви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна
трэш-метала. Manowar подхватили и окончательно привили «металлическую»
моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами
групп[источник не указан 830 дней].
Вслед за Scorpions, в Германии появились свои группы, такие как Accept,
Warlock, Running Wild, и др.
В СССР первые тяжелые группы появились еще в начале 80-х, но из-за
цензурных ограничений, введенных Брежневым, Андроповым и Черненко в
1980-85 годах, настоящее развитие метал-сцены началось во второй
половине 80-х, в перестройку. Группы Чёрный кофе, Ария, Легион, Мастер,
Круиз и Чёрный Обелиск стали первопроходцами стиля. Благодаря их
популярности, особенно группы Ария, хеви-метал стал самым
распространённым метал-жанром России на десятилетия.
Во Франции хеви-метал был представлен группами ADX, Trust, Shakin'
Street, Mystery Blue. В Испании существовала целая плеяда метал-групп,
среди которых, прежде всего, целесообразно отметить Muro (представлявших
спид-метал).
Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Им
присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические
цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп.[8] [9]
«Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов
тяжёлой музыки. Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы
отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения,
приветствия исполнителю. [10] Впервые был применен Ронни Джеймсом Дио (Ronnie
James Dio), одним из отцов-основателей хеви-металла, на своих концертах.
Хэви-метал в наши дни
Хэви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В
начале 80-х многие хэви-метал группы начали увеличивать скорость,
агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла.
Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем
пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал,
из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального
металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к
размеренному ритму хард-н-хеви, создали дум-метал и готик-метал.
С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих
классический хэви-метал, стало появляться меньше. В основном элементы
традиционного хэви сохранились у некоторых пауэр-метал-групп, снизивших
скорость и увеличивших тяжесть, таких как HammerFall, Edguy, и др.,стиль
которых можно теперь определить как мелодик-метал. Многие группы,
начинавшие с трэш-метал, такие как Metallica, Megadeth и Iced Earth,
позднее начали склоняться к хеви-металу. Играющая хард-н-хеви группа
Lordi в 2006 году выиграла конкурс песни Евровидение. |
|

 |
|